АССОЦИАЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННЫХ
ЭНЕРГЕТИКОВ






Таврида Электрик

proektant.by

Выставки. Форумы

banner

banner

banner

banner

banner

Выставка и конференция WasteECo: сотрудничество для решения проблемы отходов

banner

banner

banner

banner

banner

banner


ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА №1838 УТВЕРЖДЕНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА В 2011-2015 ГОДАХ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Государственная программа строительства в 2011-2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь (далее - Госпрограмма) разработана на основании:

  • Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства"
  • Указа Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433-ДСП.
  • Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 "Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь".

Госпрограмма принята с целью повышения уровня энергетической безопасности республики путём замещения импортируемых топливно-энергетических ресурсов возобновляемыми источниками энергии, снижения экологической нагрузки, обусловленной деятельностью топливно-энергетического комплекса

Государственный заказчик - координатор Государственной программы - Министерство энергетики.

Заказчики Госпрограммы: Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Госстандарт, облисполкомы, Минский горисполком

Основные разработчики Госпрограммы: Минэнерго, Минэкономики, Минжилкомхоз, Минтранспорта, Минприроды, Минпром, Госстандарт, Госкомимущество, НАН Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком

Источники финансирования Госпрограммы: средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства организаций, заемные средства организаций Республики Беларусь, иностранные инвестиции, другие источники

Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы: выработка электроэнергии на ГЭС к 2015 году - до 0,51 млрд. кВт·ч в год, годовая экономия ТЭР по отношению к 2009 году - 120 тыс. т у.т.

Госпрограмма, включает 7 глав и 2 приложения. Ниже приведено содержание программы в кратком изложении.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время в мире насчитывается более 7000 ГЭС суммарной мощностью 715 ГВт. В общем производстве электроэнергии доля гидроэнергии в мире составляет около 16%, в мировом топливном балансе - около 6%. В ближайшие годы прогнозируется увеличение производства электроэнергии на 20% за счет строительства новых ГЭС общей мощностью 140 ГВт. Гидроэнергетика играет существенную роль в энергоснабжении Канады, США, Норвегии, Дании, Исландии, Китая, Новой Зеландии, Австрии и многих других стран. Например, в Новой Зеландии 75% всей производимой электроэнергии приходится ГЭС, в Норвегии - 99%.

В Госпрограмме принята классификация ГЭС в зависимости от установленной мощности:

  • крупные ГЭС - от 10 МВт и выше;
  • малые ГЭС - от 1 до 10 МВт;
  • мини-ГЭС - от 100 кВт до 1 МВт;
  • микро-ГЭС - менее 100 кВт.

В последние время возрождается интерес к малым ГЭС. Их установленная мощность в Китае составляет 46% от общей мощности, в Японии - 6%, в России - 2%. В Австрии эксплуатируются 1900 малых ГЭС с суммарной годовой выработкой около 4000 ГВт·ч, что позволяет обеспечить электроэнергией более миллиона домашних хозяйств.

В России эксплуатируются около 300 малых ГЭС общей мощностью 1 ГВт, к 2015 году планируется довести суммарную мощность малых и микро-ГЭС до 2,2 ГВт.

Гидроэнергетика, особенно при использовании энергии небольших водотоков, является одним из наиболее экономичных и экологически безопасных способов получения электроэнергии. При строительстве и эксплуатации малых ГЭС сохраняется природный ландшафт, практически отсутствует нагрузка на экосистему.

К преимуществам гидроэнергетики по сравнению с электростанциями на органическом топливе можно также отнести низкие себестоимость электроэнергии и эксплуатационные затраты, относительно недорогую замену оборудования, более длительный срок службы ГЭС (40-50 лет), комплексное использование водных ресурсов (электроэнергетика, водоснабжение, судоходство, мелиорация, охрана вод, рыбное хозяйство и т.д.).

К недостаткам гидроэнергетики относятся длительные сроки строительства, значительные удельные капиталовложения на 1 кВт установленной мощности.

Основными тенденциями развития малой гидроэнергетики в мире являются восстановление и модернизация ранее существующих и строительство новых ГЭС при возводимых комплексных гидроузлах, их сооружение на водохранилищах, малых реках, каналах, трубопроводах подвода и отвода воды.

ГЛАВА 2. ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Потенциальная мощность всех водотоков республики составляет 850 МВт, в том числе технически доступная - 520 МВт, экономически целесообразная - 250 МВт.

Как показывает зарубежный опыт, в странах с незначительными собственными запасами органического топлива (газ, нефть, уголь) величина экономического потенциала гидроэнергетики приближается к технически доступному. В странах Западной Европы и Японии степень освоения технического потенциала составляет 60-90 %, в США и Канаде - 50-55 %. В России - 20,5%.

В 1950-1960 годах было построено около 180 ГЭС суммарной мощностью 21 МВт с годовой выработкой 88 млн. кВт·ч электроэнергии в средний по водности год. Около 20% всей потребляемой электроэнергии в сельском хозяйстве Беларуси в этот период вырабатывалось малыми ГЭС (в основном, мощностью менее 100 кВт, состоящих на балансе у колхозов), большинство из которых с развитием энергосистемы было законсервировано или разрушено.

В настоящее время в республике находится в эксплуатации 41 ГЭС суммарной мощностью 16,1 МВт, что составляет около 3% от технически доступного потенциала. Около 60% мощности всех ГЭС приходится на долю 22 ГЭС суммарной мощностью 9,4 МВт, находящихся в хозяйственном ведении РУП-облэнерго, входящих в состав ГПО "Белэнерго". Мощность самой крупной станции составляет 2,175 МВт (Осиповичская ГЭС, введена в эксплуатацию в 1953 году).

Выработка электроэнергии на ГЭС ГПО "Белэнерго" составила в 2008 году 24,8 млн. кВт·ч, в 2009 году - 29,6 млн. кВт·ч. Суммарная выработка электроэнергии всеми ГЭС республики составила в 2008 году 39 млн. кВт·ч, в 2009 - 44 млн. кВт·ч.

Равнинная Территория Республики Беларусь предопределяет развитие гидроэнергетики с использованием потенциала низконапорных потоков.

Оценка целесообразности строительства новых ГЭС должна осуществляться с учетом эколого-экономических факторов на основании рекомендаций, разработанных РУП "Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов" (РУП "ЦНИИКИВР"), рекомендаций по обоснованию экологической безопасности создания ГЭС, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 17 ноября 2000 г. № 254, и методических указаний по оценке экономического гидропотенциала рек Беларуси, утвержденных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и ГПО "Белэнерго" 26 ноября 2002 г.

В приложении 1 приведены данные РУП "ЦНИИКИВР" (исследования 1997-2000 гг.) по эколого-экономическим показателям ГЭС мощностью более 100 кВт, возможных для строительства на реках Беларуси. В качестве критериев выбора створов и водонапорных отметок приняты условия незатопления населенных пунктов и крупных коммуникаций образующимися водохранилищами, а также их экологическая приемлемость по глубоководности и степени регулирования стока.

Наибольший потенциал гидроэнергетики сосредоточен в Гродненской, Витебской и Могилевской областях на участках бассейнов рек Неман, Западная Двина и Днепр. К настоящему времени выполнена оценка экономической целесообразности строительства каскадов ГЭС на эти реках. Признано целесообразным строительство двух ГЭС суммарной мощностью 37 МВт на реке Неман, четырех ГЭС (112 МВт) на реке Западная Двина и каскада из четырех ГЭС (суммарная мощность 20,3 МВт) на реке Днепр. При вводе их в эксплуатацию установленная мощность ГЭС, находящихся в хозяйственном ведении ГПО "Белэнерго", составит около 180 МВт.

До 2016 года планируется ввод двух крупных ГЭС: Немновской (20 МВт) и Витебской (40 МВт).

ГЛАВА 3. ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ГЭС, ПЛАНИРУЕМЫЕ К РЕАЛИЗАЦИИ В 2011-2015 ГОДАХ

В Беларуси планируется строительство и реконструкция 33 ГЭС 102,1 МВт и суммарной годовой выработкой электроэнергии около 463 млн. кВт·ч, в том числе:

  • 20 микро-ГЭС суммарной мощностью 0,75 МВт и выработкой электроэнергии - 3,8 млн. кВт·ч;
  • 9 малых и мини-ГЭС суммарной мощностью 2,34 МВт и выработкой электроэнергии - 8,7 млн. кВт·ч
  • 4 крупных ГЭС суммарной мощностью 99 МВт и выработкой электроэнергии - 450 млн. кВт·ч.

Дальнейшее увеличение выработки электроэнергии ГЭС будет осуществляться в 2016-2019 годах с поэтапным вводом на Днепре и Западной Двине крупных ГЭС, которые будут находиться в хозяйственном ведении ГПО "Белэнерго":

  • Бешенковичская ГЭС (30 МВт) - 2016 год;
  • Оршанская ГЭС (5,7 МВт) - 2017 год;
  • Речицкая ГЭС (4,6 МВт) - 2018 год;
  • Верхнедвинская ГЭС (20 МВт) - 2018 год;
  • Шкловская ГЭС (4,9 МВт) - 2018 год;
  • Могилевская ГЭС (5,1 МВт) - 2019 год.

Расчетная годовая выработка электроэнергии указанными станциями составляет 351,5 млн. кВт·ч. С вводом их в эксплуатацию годовая выработка электроэнергии ГЭС в республике к 2020 году будет составлять порядка 860 млн. кВт·ч.

ГЛАВА 4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСПРОГРАММЫ

Суммарный планируемый объем финансирования проектов, реализуемых в рамках Госпрограммы, составит 1 851 964 млн. рублей (617,3 млн. USD), в том числе:

  • микро-ГЭС - 30 150 млн. рублей (10 млн. USD);
  • малые и мини-ГЭС - 30 314 млн. рублей (10,1 млн. USD);
  • крупные ГЭС - 1 791 500 млн. рублей (597,2 млн. USD).

Объемы финансирования по источникам включают:

  • собственные средства организаций - 15 097 млн. рублей (0,8%);
  • кредиты банков Республики Беларусь - 356 900 млн. рублей (19,3%);
  • иностранные инвестиции - 1 452 350 млн. рублей (78,4%);
  • инновационные фонды - 11 417 млн. рублей (0,6%);
  • республиканский бюджет - 7100 млн. рублей (0,4%);
  • местные бюджеты - 9100 млн. рублей (0,5%).

Объемы финансирования и их распределение по источникам будут корректироваться после проведения конкурсных торгов по выбору поставщиков оборудования.

Стоимость строительства в среднем составляет порядка 6 тыс. USD на 1 кВт установленной мощности.

Стоимость строительства малых ГЭС может быть снижена при внедрении отечественных горизонтальных гидроэнергетических установок единичной мощностью 100-1500 кВт, предназначенных для использования потенциала малых рек и каналов с существующим напором от 2 до 20 метров и расходом воды через турбину от 1 до 10 м3/c. В отличие от традиционных ГЭС для эксплуатации указанного оборудования не требуется возведения зданий, что сокращает сроки строительства, уменьшает финансовые затраты на строительство и восстановление.

Снижение стоимости затрат на строительство микро-, мини- и малых ГЭС достигается также совмещением графика работ по проектированию, изготовлению оборудования, строительству и монтажу. При этом срок ввода в эксплуатацию сокращается до 15-18 месяцев, затраты на строительство по некоторым данным окупаются в течение 5-6 лет.

Себестоимость выработки электроэнергии ГЭС в среднем составляет 7 центов за кВт·ч, при этом основная доля приходится на аренду земли. При отмене платежей в местные бюджеты за аренду земли себестоимость выработки электроэнергии может быть снижена более чем на 50%.

ГЛАВА 5. ИМПОРТОЕМКОСТЬ

Снижение импортоемкости электроэнергетики за счет строительства ГЭС рассматривается в сопоставлении с производством электроэнергии энергоисточниками на органическом топливе.

Реализация проектов строительства ГЭС позволит снизить в 2011-2015 годах импортоемкость электроэнергетики за счет замещения импортируемых ТЭР в объеме 120 тыс. т у.т. в год, необходимых для выработки эквивалентного количества электроэнергии существующими источниками ГПО "Белэнерго" на органическом топливе. В стоимостном выражении это составит около 70 млрд. рублей.

Снижение импортоемкости производства электроэнергии будет обеспечено при внедрении гидроэнергетического оборудования отечественных производителей для мини- и малых ГЭС. Количественные показатели снижения импортоемкости при внедрении ГЭС будут определены после проведения конкурсных торгов при выборе поставщика оборудования для всех планируемых объектов.

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

При эксплуатации ГЭС отсутствуют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, характерные для электростанций на органическом топливе. Вместе с тем не исключается негативное влияние ГЭС на окружающую среду и условия проживания людей, обусловленное возможными затоплениями и подтоплениями прилегающих земель. Возможно изменение термического и ледового режимов рек, почвенного и растительного покрова прибрежных территорий, условий среды обитания земноводных животных, птиц, рыб. Оценка воздействия ГЭС на окружающую среду в соответствии с законодательством будет проводиться на стадии проектирования при разработке обоснования инвестиций для каждого конкретного объекта.

В соответствии с рекомендациями по обоснованию экологической безопасности создания ГЭС, утвержденными приказом Минприроды от 17 ноября 2000 г. №254, в условиях равнинного рельефа Республики Беларусь в качестве основных мер по снижению или предупреждению негативного воздействия водохранилищных ГЭС на окружающую среду должны рассматриваться мероприятия, направленные на уменьшение площадей затопления и подтопления путем обоснованного выбора створов и водоподпорных отметок гидроузлов, а также на ограничение площади образующихся мелководий и степени регулирования речного стока, что позволяет уменьшить период водообмена и тем самым улучшить качество воды в водохранилище.

Согласно Положению о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства и Положению о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. №462 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667", потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производств при изъятии сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для создания водохранилищ при строительстве ГЭС не возмещаются.

Проектирование и строительство (реконструкция) ГЭС, расположенных на трансграничных водотоках и водоемах, должны осуществляться с учетом "Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер" (Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. №161 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер"), Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о совместном использовании и охране трансграничных вод от 16 октября 2001 года, Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов от 24 мая 2002 года и других международных договоров Республики Беларусь в данной области.

Ориентировочный объем снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за счет строительства новых ГЭС суммарной мощностью 102,2 МВт с годовой выработкой электроэнергии порядка 460 млн. кВт·ч в сопоставлении с выбросами ТЭЦ на органическом топливе аналогичной мощности составляет 230 700 т, в том числе диоксида серы - 850 т, диоксидов азота - 210 т, оксида углерода - 229 640 т.

ГЛАВА 7. МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация Госпрограммы осуществляется через отраслевые и региональные программы энергосбережения, формируемые в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2008 г. №229 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения республиканской, отраслевых и региональных программ энергосбережения", а также иные программы, направленные на развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Решение о строительстве ГЭС принимается республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом, в подчинении (составе) которых находятся организации, с учетом экономической и технической целесообразности такого строительства.

Координация работ по реализации Государственной программы осуществляется заказчиками в пределах их компетенции, общая координация и мониторинг Государственной программы - Министерством энергетики и Госстандартом.

Отчетность о выполнении Госпрограммы представляется в Совет Министров Республики Беларусь Министерством энергетики ежегодно до 25 февраля года, следующего за отчетным.

В Приложении 2 представлен перечень ГЭС, планируемых к вводу в 2011-2015 годах с указанием по каждому объекту его наименования, мощности, числа часов использования установленной мощности, сроков строительства и ввода, объемов и предполагаемых источников финансирования.








Актуальная тема

Энтас


Обратная связь

Говорите
Спрашивайте
Предлагайте


 
 
 
 
 


© 2008 ПТК “Техэнергосервис”
All rights reserved